5 октября 2013 г.

Так ли сверхъестественно сверхъестественное?


   
  Говоря о чём-то, что оно является сверхъестественным, мы хотим обычно сказать, что это событие противоречит законам природы. Самые тактичные, конечно, уточняют – оно противоречит всем известным законам природы, - но в дальнейшем не придают этому уточнению особого значения.

   С развитием науки всё тайное становится явным и лишается мистического покрова. «Сверхъестественное» получает достаточно простое, порой даже элементарное объяснение. На заре цивилизации такое произошло с огнём, затем с дождём и ветром. Сегодня физика и биология объясняют такие феномены, как «астральные путешествия», «видения рая и ада» у переживших клиническую смерть, природу снов и эпилептических припадков. Но до сих пор находятся люди, ни за что не желающие признавать «естественность» даже тех явлений, которые были изучены много столетий назад.
   Вспомним классический образец карго-культа на островах Тихого Океана. Аборигены много лет наблюдали, как американские солдаты, устроившие на их островах военные базы, проводили строевую подготовку перед своими самолётами, разговаривали по рации с командованием, находящимся на далёком континенте, занимались боевыми учениями и регулярно принимали грузы со всем необходимым с кораблей. Обильной едой солдаты подкармливали и местное население. Потом солдаты свернули свои военные базы и покинули острова, а аборигены, лишившиеся подачек, принялись строить из дерева, бамбука и кокосов модели самолётов, раций и наушников. Они проводили ритуалы, копировавшие внешнюю сторону боевых учений американских солдат, маршировали строем, поднимали флаг США и «разговаривали с духами» с помощью «наушников» из кокосовых орехов, надеясь, что духи пошлют им с неба или из-за моря богатые дары.
   Действия и верования некоторых людей в «цивилизованном» мире порой очень сильно напоминают действия меланезийских аборигенов. Так, ореолом мистичности покрываются культовые языки – церковнославянский, латынь, коптский (представляющий из себя древнеегипетский с некоторым количеством греческой лексики). Тем не менее в средневековье эти языки предпочитались в церкви как чисто утилитарные (церковнославянский – как понятный для всех без исключения славян и удобный в смысле унифицированного кодирования, латынь – как язык закрытой католической жреческой касты, оберегающий знания от «непосвящённых», коптский – как язык межнационального общения в многонациональном Востоке). Эти языки не разрабатывались как «понятные богу и угодные богу», они имели смысл исключительно как языки, понятные людям. Сейчас эти языки совсем непонятны для широких масс и трудны для изучения, но от них не спешат отказываться, опасаясь единственно «гнева божия».
   Существует легенда о Джоне Фруме. Говорят, это был американский солдат одной из тихоокеанских военных баз США. Покидая остров, он пообещал встревоженным жителям, что ровно через 19 лет вернётся и привезёт много еды и сувениров. С тех пор вот уже несколько десятилетий аборигены ждут Джона Фрума, поклоняясь ему как мессии. Однажды некий европеец, побывав на том острове, спросил аборигена: «Зачем вы его ждёте? Ведь прошло уже несколько десятков лет, а он не пришёл», на что абориген с чувством оскорблённого достоинства ответил: «Вы ждёте своего Христа вот уже две тысячи лет, но он тоже не приходит!».
   Аборигены не понимали причинно-следственных связей в действиях военных и в появлении груза. Необычное для них явление – обыкновенную строевую подготовку на военной базе – они интерпретировали с позиции своего традиционного мистического миропонимания. И все попытки показать им, что ничего «сверхъестественного» в жизни военных баз не было, разбиваются об упрямую веру в скорое пришествие Джона Фрума. То же самое, увы, происходит и на цивилизованном европейско-азиатско-американском пространстве.
   В России же до сих пор немало людей верят, что нельзя есть с ножа – злым будешь, в мае жениться – всю жизнь маяться, а перед монитором компьютера обязательно нужно ставить кактус. Людям выгодно сверхъестественное, магическое мышление облегчает им жизнь.

   Некий молодой человек, житель юга России, долго не мог найти работу. А в его городке в то время было громкое событие – прибытие «святых мощей» Матроны Московской. В бога, церковь и мощи он категорически не верил, но знакомая настоятельно убеждала его сходить в храм, «приложиться к мощам» и попросить помощи в работе. Она была так настойчива, что он в довольно резкой форме изложил свой взгляд на всё это, тогда женщина затрепетала: «Нет, нет, не надо, не говори этого!». Её встревожило не то, что он оскорбил её святыню, а именно то, что он говорил правду. Воображаемая святыня для неё значила дороже, чем действительно существующие вещи. Людям подобного склада ума, похоже, факты мешают жить. Но тогда и жизнь их не имеет реального смысла. Что интересно, тот молодой человек в результате длительных и мучительных поисков всё-таки нашёл работу – без всякого целования мёртвых костей.

Комментариев нет:

Отправить комментарий